Как устроена душа? А Фрейд его знает… Часть 2

Конечно, теория со временем видоизменялась, уточнялась и пересматривалась. Вначале была создана топографическая модель личности, выделяющая своего рода уровни сознания: бессознательное (которое не осознается в принципе либо осознается после преодоления сопротивления), сознательное и предсознательное (то, что не осознается сейчас, но может быть осознано)…

Конечно, теория со временем видоизменялась, уточнялась и пересматривалась. Вначале была создана топографическая модель личности, выделяющая своего рода уровни сознания: бессознательное (которое не осознается в принципе либо осознается после преодоления сопротивления), сознательное и предсознательное (то, что не осознается сейчас, но может быть осознано).

Затем, в структурной модели, Фрейд выделил три компонента:

1. Оно – врожденные и приобретенные влечения и инстинкты. «…темная, недоступная часть нашей личности… у своего предела Оно открыто соматическому, вбирая оттуда в себя инстинктивные потребности… Благодаря влечениям Оно наполняется энергией, но не имеет организации…»

2. Я – «это часть Оно, которое было видоизменено под непосредственным влиянием внешнего мира… Я репрезентирует то, что можно назвать разумом или здравым смыслом… Я подобно всаднику, который должен сдерживать превосходящую силу лошади, с той разницей, что наездник старается сделать это при помощи своей собственной силы, тогда как Я использует для этого позаимствованные (у Оно) силы».

3. Сверх-Я – структура, реализующая контроль, включающая систему ценностей и социальных установок.

Оно присутствует изначально, «подчиняется» принципу удовольствия, его инстинктивные потребности требуют немедленного удовлетворения. Сверх-Я формируется под влиянием социума (прежде всего родителей) и так же ориентировано не на реальность, а на некий идеал. Я – стремится реализовать потребности в социально приемлемом контексте, руководствуясь принципом реальности. С другой стороны, Я испытывает давление со стороны Сверх-Я, требования которого могут не иметь ничего общего с реальностью. Таким образом, Я испытывает давление влечений, совести и внешнего мира. Если противоречия слишком велики, происходит «бегство в болезнь», либо удовлетворение требований Оно или Сверх-Я косвенным, символическим путем, через образование невротических симптомов.

Другая концепция связана с изучением инстинктов. Вначале Фрейд выделял в качестве движущих сил личности сексуальный инстинкт и инстинкты Я. Агрессивность рассматривалась как компонент сексуального влечения. Позже Фрейд пересмотрел свои взгляды, предложив новую дихотомию инстинкта жизни Эроса и инстинкта смерти Танатоса («По ту сторону принципа удовольствия», 1920; «Я и Оно», 1923).

Экономическая модель психики описывает распределение, использование и трансформацию жизненной энергии. Источником энергии Фрейд считал сексуальные инстинкты. Не имея возможности реализоваться «по прямому назначению», энергия либидо «отрывается» от источника и направляется на те или иные функции. При этом энергия не может исчезнуть, и вытесненные в бессознательное импульсы и инстинкты никуда не исчезают. Энергия может отниматься от одних психических инстанций или процессов и направляться к другим, может накапливаться или связываться в каком-либо желании, мысли, привычке.

Важным компонентом теории Фрейда стала концепция психосексуального развития, проходящего ряд стадий. При успешном их прохождении формируется «нормальный» тип личности, способной достигать полноценной разрядки либидо в половом акте. Рассматривая шире, это полноценная личность, способная к зрелой любви без переживания внутренних конфликтов. Нарушения на каждом этапе развития формируют те или иные личностные нарушения, а нередко – определенный тип характера. Эту теорию развил В. Райх, а позже А. Лоуэн, и она заслуживает отдельного разговора.

В 20–30-е годы Фрейд пишет ряд работ, посвященных религии («Будущее одной иллюзии», 1927), взаимоотношениям личности и социума («Недовольство культурой», 1929), заканчивает «Лекции по введению в психоанализ» (1917, 1933).

А вот еще одно открытие, к которому Фрейд был прямо причастен. В 1880-х годах принимающий участие в исследованиях офтальмолог Карл Колер открывает анестезирующее действие кокаина на слизистые оболочки, открыв местную анестезию. Фрейд, активно исследовавший действие кокаина, прошел мимо этого открытия (есть вероятность, что причиной был отъезд Фрейда, из-за чего он не провел эксперименты сам). Зато, кажется, именно Фрейду принадлежала идея заместительной терапии в наркологии: он предлагал и использовал кокаин при лечении алкогольной и морфиновой зависимости.

Увы, заодно он популяризировал в Европе кокаин, будучи убежден в его безвредности. Из песни слов не выкинешь, статьи Фрейда о пользе кокаина сыграли немалую роль в его распространении. Впрочем, наркомания в Европе уже существовала, а свинья грязь найдет, и популяризация не самого тяжелого наркотика не слишком испортила научную репутацию Фрейда. Да и сам он вскоре осознал, что кокаин несет не только пользу. Какую роль в великих открытиях Фрейда сыграло его увлечение кокаином, остается только гадать.

Наверняка правы (хотя бы отчасти) те, кто считает теории Фрейда отражением его собственных комплексов. Вот только неплохо было бы почитать работы самого Фрейда. А там отражается другая сторона его личности: подлинного ученого, всю жизнь искавшего истину. И очень личностно относившегося к происходившему с его пациентами. И как ни относись к личности Фрейда, именно по его стопам шли поколения блестящих ученых, развивавших и часто «исправлявших» психоаналитическую теорию.

И никого другого нельзя с таким основанием назвать отцом современной психотерапии. Суть всех поисков Фрейда лучше всего отражает его кредо: «Там, где было Оно, должно быть Я».